Газета русской общины в Коста-Рике - Periódico de la comunidad rusa en Costa Rica

На этих страницах вы можете почитать много интересных и познавательных статей об этой замечательной маленькой стране - Коста-Рике - и о жизни здесь наших людей.

En estas páginas ustedes pueden leer muchos interesantes artículos sobre la gente rusa en Costa Rica y las noticias de Rusia.

суббота, 7 июля 2012 г.

ГАЗЕТА № 46. Июнь 2012. Статья 3. ДОЧЬ СОЛНЦА ВО ГЛАВЕ КОСТАРИКАНСКОЙ НАУКИ



Лела Талиашвили, ученый-астроном, приехала со своей семьей в Коста-Рику из Грузии.  На родине обстановка была очень сложной, так что решили эмигрировать.  Предварительные планы переезда в Южную Африку не осуществились, и пришлось искать страну безвизового  въезда. К счастью, нашли Коста-Рику, куда приехали в 1995 году. Благодаря своим профессиям, удалось  отлично устроится. Дети также преуспели в образовании.  Теперь Лела возглавляет Центр космических исследований в Университете Коста-Рики, а также университетский  планетарий.  Лела изучает физику солнца. За 16 лет работы Лела подготовила много специалистов по своей специальности и продолжает развивать науку при сотрудничестве с российскими и французскими учеными.  «Приветливые улыбки костариканцев, их доброжелательность, мирная обстановка в стране – это всё, о чем может мечтать человек для полного счастья.  Конечно, нам хотелось бы посетить родную Грузию, но только на время.  Мы купили хороший дом недалеко от работы и думаем остаться здесь навсегда».

Среди наших соотечественников есть люди разных национальностей.  В этот раз мы расскажем о дочери солнечной Грузии, которая посвятила свою жизнь изучению Солнца и других звезд.

-  Лела, вы родились и выросли в Тбилиси.  Почему Вы решили выбрать такую «неженскую» профессию? Ведь грузины - такие традиционные люди...

-  Я с детства училась очень хорошо, особенно мне давалась математика.  В старших классах перешла в специальную математическую школу.  Интересовалась астрономией, медициной и музыкой. Мои родители хотели, чтобы я учила медицину.  Но я решила стать астрономом, еще в 9-ти летнем возрасте посещала астрономический кружок во Дворце пионеров, там мы очень серьезно изучали из чего созданы звезды.  Я поступила учиться в Государственный университет на математический факультет, а потом также закончила аспирантуру по астрономии.  Параллельно работала в Лаборатории космических лучей Академии наук Грузии.  Но защитить диссертацию мне там не пришлось, в 1993 году в стране начались беспорядки.  По городу разъезжали танки, наша улица часто обстреливалась, даже было страшно выйти из дома.  Я каждый раз переживала, когда мой сын возвращался из школы.  Конечно, так жить было невозможно.  Тогда мы решили покинуть страну.  В те годы из Тбилиси уехало почти 50% населения.

-  А почему вы выбрали именно Коста-Рику?

-  Совершенно случайно.  Хочу пояснить, что уезжать навсегда мы совершенно не планировали.  В это время мне удалось получить направление на участие в исследовательской работе по моей научной теме в Южной Африке, в городе Порчерструм, где находится всемирно известный центр космических исследований.  Мой муж Мамука тоже договорился и получил там контракт, с его специальностью – программирование – везде устроиться на работу очень легко.  Так что всё складывалось прекрасно:  мы уедем на четыре года,  там я смогу защитить диссертацию, и когда в Грузии уже всё «утрясется», вернёмся  домой.  Но так, к сожалению, не получилось.  В Южной Африке в это время тоже произошла смена государственного режима, к власти пришло правительство Нельсона Манделы, и обстановка в стране совершенно изменилась.  Мне отсоветовали ехать туда, да еще с детьми.

-  И как же вы всё-таки оказались в Коста-Рике?

-  Главная проблема была – достать визы.  А Коста-Рика в те годы нам предоставила практически свободный въезд из-за критической обстановки в Грузии.  Сначала мой муж поехал один, и ему повезло быстро устроиться на работу.  В это время частный банк «Coopemex» объявил конкурс на замещение вакантной должности программиста.  Мамука быстро сделал для них отличную программу, и с ним сразу заключили контракт.  Вскоре приехала и я с детьми: старшему сыну тогда было 13 лет, а младшей дочке только 4 года. 

-  И Вы, специалист такого высокого уровня, естественно, не остались дома заниматься домашним хозяйством. 

-  Конечно, я сразу стала искать знакомства среди соотечественников-коллег.  Сначала мне помогла Людмила Семенова, очень хороший специалист в области физики;  она работала в Национальном университете в Эредии, сейчас уже на пенсии.  Она познакомила меня с Родриго Альварадо, который тогда только что вернулся после учебы в Москве и уже устроился на работу в Университет Коста-Рики в Сан-Хосе.  В те годы в университете было только два астрофизика: Хорхе Паэс и Родриго.  Мне сразу дали должность профессора аспирантуры, и я начала читать лекции на английском языке.  Технический английский я учила в университете, так что сначала он меня выручил. Родриго мне помогал с испанским языком, который я вскоре выучила.  К языкам я никогда не была особенно способна, но изобрела свой собственный метод:  заметила, что очень много слов звучали почти одинакого на английском и испанском языках, я их подчеркивала в словаре и запоминала.  Испанский язык мелодичный, и говорить на нем – одно удовольствие.  А еще я составляла неологизмы, которых в языке не существовало, но люди меня понимали, относились без насмешек, очень тепло.  За это я очень благодарна костариканцам.  В этой мирной стране с прекрасным климатом  нас приютили, обеспечили работой, а что еще человеку нужно для полного счастья!  Мы также очень благодарны российскому посольству, работники которого  помогли с оформлением наших дипломов и других документов.  Позже, в Российском посольстве мы оформили и перевод пенсии моего отца, российского гражданина, который впоследствие приехал из Москвы и поселился с нами.

-  Какой научной темой вы в основном занимаетесь?

-  Как с самого начала, так и до сих пор я, в основном, изучаю Солнце: его структуру, внутренние процессы, вспышки, излучения и космическую погоду.  Ведь от нашего светила зависит вся жизнь на Земле: солнечная активность влияет и на космические лучи, и на магнитосферу Земли.  Эта тема стала одним их основных направлений работы нашего Центра космических исследований при Университете Коста-Рики, директором которого я являюсь.  Сейчас у нас уже почти готова собственная солнечная обсерватория, с помощью этого телескопа-рефлектора MEADE ED APO 178 размером в 17,78 см можно будет изучать нашу ближайшую звезду.  Тема солнца – наиболее актуальная в астрономии, наряду с темой космического климата.  За 16 лет работы в университете я подготовила многих студентов, специалистов-астрономов.  Когда я пришла сюда работать, у меня была только одна группа по астрономии, а теперь их целых пять.  В последнее время мы подготавливаем не только аспирантов, а также и докторов наук.  Все профессоры кафедры астрономии – мои бывшие ученики.  Я руковожу кафедрой астрономии в университете.  А сама я защитила кандидатскую диссертацию здесь в сотрудничестве с Францией и с тех пор не теряю связей с учеными Обсерватории Париж-Мёдон, в прошлом году мы с ними подготовили договор о совместном научном сотрудничестве, который подпишем скоро, в июле, во время моего визита в Обсерваторию.  Я часто езжу во Францию.  Также активно общаемся с учеными из российского института ИЗМИРАН, недавно два их представителя приезжали в Коста-Рику на международную конференцию по космической геофизике.  

 Лела с российскими и мексиканскими учеными

-  Вы также являетесь и директором Планетария!

-  Да, это еще одна, не менее важная, сторона моей деятельности.  Конечно, планетарий здесь не такой большой, как в Москве, но и не маленький, он считается планетарием среднего размера.  Каждый день сюда приходят от 120 до 200 школьников на программы по космологии и разным аспектам астрономии.  Учителя по естественным наукам заранее заказывают экскурсии и выбирают нужную тему.  В основном показываем программы для старшеклассников, но иногда бывают и маленькие дети.  Смотреть на звезды нравится всем!  Эти программы – наш вклад в популяризацию науки, в естественнонаучное образование костариканцев.  

 Леонардо Эррера - астрофизик, и Лела Талиашвили с костариканскими студентами

 -  Дети часто спрашивают, как звезды получают свои названия? Знаете ли вы какие-нибудь имена планет или астероидов, присвоенные в честь их открывателей?

-  В древние времена звездам давали имена арабских, греческих и римских богов, отсюда такие имена как Альдебаран, Кастор или Поррима.  Часто ученые определяют названия звезд по их расположению в созвездиях и присваивают им буквы греческого алфавита, например, Альфа Таури. Также малым планетам и кометам иногда дают названия по имени их первооткрывателей, например, Комета Галлея.  Очень много малых планет (астероидов) открыли советские ученые, поэтому им присвоили их имена.  Например, Даниил Гранин открыл один астероид, и теперь он носит название Данграния.  Решения о присвоении всех космических названий выносит Международный астрономический союз и Регистрацию ведет Международный Центр при Смитсоновской астрофизической обсерватории в США.  Но, в основном, небесные тела различают по номерам, это основной метод их идентификации.

-  Вы верите, что есть жизнь на других планетах?

-  Конечно!  Жизнь – это вполне закономерное естественное явление, поэтому она должна быть распространена во Вселенной. 

-  А что вы думаете о работе Франклина Чанга над плазменным двигателем?

-  Это очень футуристский проект, еще нескоро можно будет довести его до практического использования.  Когда Франклин Чанг только начал этим заниматься, все отнеслись к его работе очень скептически.  Но сейчас видно, что у него уже есть неплохие результаты, и во многих странах появились центры схожих разработок.  Это говорит о том, что это перспективное направление. 

-  Не скучаете по Грузии?  Сейчас, когда в стране жизнь уже наладилась, не хотите вернуться?

-  Да, конечно, мы очень хотим поехать на родину, повидать Тбилиси, повстречаться с родными и друзьями.  Но вернуться не собираемся, может быть, только на пенсии.  Переезжать, начинать всё снова уже не получится.  Я теперь уже в университете на постоянной ставке, и недавно мне присвоили звание профессора Университета Коста-Рики, дети тоже устроены: старший сын музыкант-гитарист, закончил университет, преподает в музыкальной школе и дает концерты, а дочь учится на 3-ем курсе юридического университета Коста-Рики.  Она приехала сюда маленькой, и для неё испанский язык, можно сказать, родной.  Дома мы говорим по-грузински, она понимает, но говорит очень мало.  Правда, мой муж два года назад остался без работы, когда его кооператив обанкротился.  Но он не растерялся, принялся за импорт грузинского вина, теперь наше вино продается в Коста-Рике!  Недавно русские туристы были в одном отеле в Гуанакасте и там в ресторане в меню увидели грузинское вино.  Они были в шоке!  В Москве этого вина они давно уже не пили, а в далекой Коста-Рике оно есть!  Так что думаю, что это тоже перспективное направление.  А главное, что мне очень нравится моя работа: тут дел непочатый край, всё еще впереди, костариканское правительство щедро финансирует научную деятельность университета, и это мне придает много энергии и энтузиазма.
 
- Спасибо Вам за интересную информацию. Мы горды тем, что среди наших соотечественников есть выдающиеся ученые, которые поднимают костариканскую науку на международный уровень!

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий